Удаление зуба мудрости

У взрослого здорового человека 32 зуба, 4 из которых - это зубы мудрости. На языке медицины их называют “третий моляр”. А так как он в челюсти восьмой по счету, то его называют еще “восьмеркой”.

Располагается он в самом конце зубного ряда, в углу челюсти. По строению и функциям не отличается от остальных двух моляров. Он достаточно крупный, по сравнению с остальными зубами, и имеет 3-4 корня. Главная его особенность в том, что прорезывается он гораздо позже других зубов, обычно тогда, когда человек повзрослел и набрался мудрости. Восьмерки нуждаются в таком же уходе, как и остальные 28 зубов.

Когда и как прорезываются зубы мудрости?

У кого-то восьмерка прорезывается в юности около 15 лет, у кого-то после 25. Есть люди, у которых третий моляр так и не развился из-за маленького размера челюсти. Поэтому их зубной ряд состоит лишь из 28 единиц. Кроме того, часто бывают случаи, когда у человека прорезались только 2 или 3 зуба мудрости, вместо 4.

Прорезывание восьмерки часто сопровождается ноющими, но терпимыми болями. Реже этот процесс сопровождается повышением температуры. Чтобы снять боль достаточно принять обычный анальгетик. Когда зуб уже выглядывает сквозь десну могут помочь полоскания теплым солевым раствором, чтобы снять воспаление в области образовавшейся раны.

Весь процесс прорезывания может длиться несколько недель. Часто третий моляр прорезывается не весь сразу, а поэтапно, что может занять и несколько лет.

Как режутся зубы

Если какие-то симптомы вас настораживают или боль слишком беспокоит, рекомендуем обратиться к стоматологу. Он выяснит причину боли и поможет ее устранить. Для уточнения диагноза понадобиться сделать рентгенологический снимок.

На снимке вы вместе с лечащим врачом можете увидеть правильно ли расположен зуб мудрости, на какой стадии роста он находится и требуется ли его лечение или удаление. Если сделать снимок всей челюсти, вы можете увидеть, сколько еще зубов мудрости у вас прорежется в будущем и имеются ли их зачатки вообще.

Всегда ли зубы мудрости становятся проблемой?

Хотя очень часто третий моляр становится причиной проблем в ротовой полости, это не правило. У некоторых людей все четыре восьмерки прекрасно вписываются в зубной ряд, не мешают процессу жевания, растут ровными и здоровыми. В таком случае - это лишь преимущество. В будущем, например, в старости, третьи моляры могут стать дополнительной опорой для протезов. Главное - правильно за ними ухаживать. Из-за того, что восьмерки расположены в конце челюсти, часто до них сложно добраться щеткой и нитью.

Какие проблемы провоцируют зубы мудрости

Проблемы с восьмеркой возникают тогда, когда она упирается в соседние зубы, когда расположена перпендикулярно зубному ряду или наискосок, когда появляется воспаление десны. Прочитайте подробнее о услуге удаления в нашей стоматологии.

Что такое дистопированные и ретенированные зубы?

Дистопированным называется зуб, который растет неправильно, выбивается из зубного ряда из-за неправильного наклона. Он упирается в своих соседей, что провоцирует их смещение и увеличивает риск кариеса в месте соприкосновения зубов.

Ретинированным называется зуб, который сформировался, но не прорезался до конца или полностью скрыт десной.

Обычно проблемные восьмерки - это как раз дистопированные и ретинированные зубы. Они прорезываются дольше обычного, так как им не хватает места в челюсти. Это вызывает болевые ощущения у пациентов.

Ретенированные и дистопированные зубы

Кроме того, соседние зубы серьезно страдают. Смещение соседних здоровых зубов приводит к нарушению прикуса, травмированию щеки при разговоре и жевании, возникновению новых очагов кариеса. Десна над третьим моляром может воспалиться, что называется на стоматологическом языке “перикоронарит”.

По каким причинам удаляют восьмерку?

В современной стоматологии принято удалять третий моляр по тем же медицинским показаниям, что и другие зубные единицы. Чаще всего врачи стараются сделать все возможное, чтобы сохранить зуб. Хотя лет 15-20 назад на территории стран СНГ восьмерки удалялись намного чаще, даже при отсутствии серьезных показаний.

Причины для удаления восьмерки

Вот список ситуаций, когда удалять зуб мудрости действительно необходимо:

• Ретинированные, дистопированные зубные единицы.
  • Острый рецидивирующий перикоронарит.
  • Затруднения в лечении зубного дефекта из-за кривизны корней или неправильного положения третьего моляра.
  • Пульпит, периодонтит.
  • Маленькие размеры челюсти пациента, что приводит к постоянному травмированию восьмеркой слизистой щек.
  • Воспаление тройничного нерва.
  • Необходимость установки брекетов.

Сложно ли удаляются зубы мудрости?

Большинство пациентов испытывают страх перед процедурой удаления зубов, особенно это касается третьего моляра. Насколько сложным будет его удаление зависит от расположения и формы его корней. В современных стоматологиях перед удалением зубной единицы пациента направляют на рентгенологическое исследование.

С помощью снимка стоматолог определяет форму и количество зубных корней, направление их роста и наличие воспалительного процесса. Уже на этом этапе можно спрогнозировать насколько легким или тяжелым будет удаление. Стоит признать, что чаще всего удаление третьего моляра занимает не более 15 минут, а болевые ощущения в процессе экстракции почти отсутствуют.

Сколько занимает удаление зуба мудрости?

Как обстоит дело в сложных случаях? Чем более искривлены зубные корни, тем сложнее будет проходить операция экстракции. Если зуб ретенированный, то есть частично или полностью покрыт десной, перед удалением врачу потребуется сделать небольшой надрез, а в конце наложить несколько швов.

Процедура проходит, как правило, под местной анестезией, которой достаточно, чтобы пациент не чувствовал боли. Лишь изредка, в самых сложных ситуациях пациенту заменяют обычную анестезию на седацию или общий наркоз.

Сложность процесса экстракции напрямую влияет на длительность операции и время восстановления. Но лучше сосредоточиться на положительном. После заживления раны вы почувствуете облегчение и комфорт от того, что во рту больше ничего не беспокоит. Пройдет и чувство “переполненности” рта у тех, у кого в челюсти не хватало место для восьмерок.

Чего ждать после удаления?

Самочувствие пациента после удаления зуба мудрости зависит от того, насколько легко прошла операция. Это естественно, что первые 3 дня у вас будет небольшой отек щеки и дискомфорт.

При удалении моляров на нижней челюсти от 3 до 5 дней может быть сложно открывать рот и глотать. Если удаление было сложным, болевые симптомы продлятся около 5 дней. Но с каждым днем их интенсивность будет все меньше.

Ощущения после удаления зуба мудрости

Если были наложены швы, через 5-7 дней вам потребуется посетить стоматолога повторно, чтобы их снять.

Следуйте всем рекомендациям своего врача, чтобы заживление наступило насколько возможно быстро. Обычно назначаются полоскания антибактериальным или солевым раствором и анальгетики.

После сложного удаления назначается короткий курс антибиотика и противовоспалительные препараты в виде таблеток или порошка.

Через две недели лунка уже полностью зарастает соединительной тканью, а через месяц наступит полное восстановление костной ткани.

Чтобы ускорить выздоровление рекомендуется следующее:

• Оставаться спокойным и расслабленным.
  • Избегать физической активности, курения и алкоголя в первые сутки.
  • Соблюдать обычную гигиену ротовой полости.
  • Не трогать ни при каких условиях лунку: ни пальцем, ни щеткой, ни чем-либо другим.

Чтобы ускорить выздоровление рекомендуется следующее:

• Кровотечение из лунки на вторые сутки и позже.
  • Отек не сходит по истечении 5 дней после экстракции.
  • Болевые ощущения не проходят или даже усиливаются.
  • Температура тела выше 37 градусов Цельсия.

При наличии одного или нескольких симптомов сразу же обратитесь к вашему лечащему врачу.